Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"

Экспертное заключение - письмо Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №28 от 3 мая 2001 г. председателю Московского комитета образования Л.П.Кезиной по оккультной псевдопедагогической инициативе Н.Масловой (Копия: Агентство “Благовест-инфо”)

 

Уважаемая Любовь Петровна!

11 апреля 2001 года агентство “Благовест-инфо” поставило в своей новостной ленте (1), по сути дела, рекламу оккультно-религиозной секты Наталии Масловой: “Десять “абсолютных моральных принципов”, разработанных авторами концепции ноосферного образования и положенных в основу этой концепции, совпадают с заповедями Божиими. Об этом на презентации новой системы ноосферного образования сообщили руководитель отделения Ноосферного образования Российской академии естественных наук (РАЕН) доктор психологических наук Наталья Маслова и директор Центра экологии человека РАЕН профессор Автандил Ануашвили. Презентация новой системы, а также книги Наталии Масловой “Ноосферное образование” состоялась 11 апреля в пресс-центре Министерства иностранных дел (МИД). По словам Автандила Ануашвили, десять “абсолютных моральных принципов” разработаны в Академии естественных наук с той целью, чтобы дать человеку возможность “гармонически сочетаться с окружающим миром”. “Человеку будет хорошо только в том случае, если он знает законы природы”, – пояснил профессор. “Принципы” сформулированы исходя из научных моделей устройства вселенной и мира, а также психики человека. Однако, по словам Автандила Ануашвили, когда “принципы” были показаны религиозным деятелям (в частности, настоятелю Богоявленского собора в Елохове о. Матфею Стаднюку, монахам Троице-Сергиевой лавры), то они отметили их соответствие заповедям Божиим, только “изложенным на современном языке”. “Абсолютные моральные принципы соответствуют истине, потому что соответствуют закономерностям природы, а также соотносятся с совестью”, – подчеркнул Автандил Ануашвили. Концепция ноосферного образования, автором которой является Наталья Маслова, предусматривает раскрытие творческого потенциала человека, формирование целостного мышления на основе “абсолютных моральных принципов”, гармоничное развитие человека – его души, разума и тела. “Научить человека мыслить сообразно природе, а не вопреки ей, – основная задача предлагаемой системы, а единение индивидуального и коллективного сознания на почве синтеза духовной культуры и целостного мышления понимается сегодня как главный признак “сферы разумного”, или ноосферы”, – сообщили участники презентации. В настоящее время авторами концепции разработаны специальные “биоадекватные учебники”. По мнению Натальи Масловой, внедрение новой системы образования уже в ближайшее время может привести к сокращению затрат на образование, снижению заболеваемости учащихся и учителей, сокращению антисоциальных проявлений”.

Утверждаем, что никаких действительно научных подтверждений деклараций Масловой и Ануашвили о том, что якобы их учебники могут привести к “сокращению затрат на образование, снижению заболеваемости учащихся и учителей, сокращению антисоциальных проявлений” в природе никогда не существовало. Это просто ложь, ложная реклама псевдопедагогических оккультно-религиозных инициатив группы Масловой.

Русская Православная Церковь никогда не одобрит и не рекомендует оккультные книжки Масловой в качестве учебных пособий для образовательных учреждений. Все попытки Масловой и Ануашвили ввести в заблуждение отдельных священников носят провокационный характер и направлены на маскировку оккультизма в своих программах и книгах. Что, кстати, сделать просто невозможно, потому что так называемые “биоадекватные учебники” Масловой содержат явную пропаганду оккультизма и антинаучных, совершенно абсурдных измышлений Н.Масловой и ее соавторов.

Ярким примером здесь является книга Наталии Масловой “Ноосферное образование” (2).

Указанная книга была выпущена “Институтом холодинамики”, одним из руководителей или активистов которого, по-видимому, является Наталия Владимировна Маслова, автор указанной книги. В своей книге она часто использует слово “холодинамика” в различных его сочетаниях (“холодинамичное мышление” - схема №3 на с.21). Маслова убеждает читателей, что “холодинамика” есть позитивная категория, называет “холодинамику” “новой категорией, отражающей новое видение реальных (материальных и идеальных) систем”, “новым нетрадиционным направлением, изучающим человека” (с.45). Маслова рекомендует читателям своей книги ознакомиться с “холодинамикой” более подробно, отсылая к книге Вульфа “Холодинамика”(3) (с.68).

Но внутреннюю суть и содержание категории “холодинамика” Маслова тщательно скрывает, утаивая ее истинное содержание.

О том, что же такое “холодинамика” по своей сути, достаточно ясно писал Керк Ректор - последователь и ученик В.Вульфа, основателя “холодинамики”: “Название “Холодинамика” происходит от английского слова hologram - голограмма. Согласно холодинамике, наше восприятие окружающей действительности подобно голограмме. Нам кажется, что мы видим сам предмет, на самом же деле - это своеобразный мираж, картинка, рожденная световыми волнами, отраженными предметом. Точно так же все наши представления о мире, живущие в нашем сознании, мысли, чувства, эмоции - всего лишь голографические образы, информация о Вселенной в преломлении нашего сознания. Эти образы называются “холодайнами”. Они “живут” в белковых волокнах нашего мозга, обладают цветом, формой, могут двигаться и говорить. Они положительным или отрицательным образом влияют на наши действия, стимулируют или, наоборот, тормозят наше развитие. От того, насколько человек может осознавать и трансформировать холодайны, или по сути стереотипы, зависит его эффективность и успех в жизни” (4).

Нет никаких сомнений, что весело болтающие между собой некие существа-субстанции (эдакие разумные амёбки-интеллектуалы, похожие на добрых осьминожек из известного мультфильма), проживающие в “волокнах” человеческого мозга и способные менять свой цвет (как хамелеоны?), перемещаться взад-вперед и т.п. - все это полный бред, имеющий приложение исключительно лишь в конкретных оккультно-религиозных системах.

Показательно также, что Маслова неоднократно использует термины: “холистическое образование”, “холистическая психология”, “холистическая медицина” (например, см. схему №2 на с.20, а также с.128-129). Очень показательно, что несмотря на утверждения адептов этого течения о “научности” холистического движения, такой известный в соответствующих кругах оккультный эзотерик, как руководитель фирмы “Путь к себе” и одноименного оккультно-религиозного журнала Александра Яковлева, практически отождествляет понятия “Нью Эйдж” (5) и “холистическое движение”, “оккультизм” и “холистика”: “Вначале мы писали про то, что на Западе называется “New Age” или холистическим движением. Это некий западный синтез восточной философии, приспособленный к практическим нуждам обычного человека” (6).

Поэтому категории “холистическая педагогика”, “холистическое образование”, “холистическая медицина” являются оккультно-религиозными и, вследствие императивного требования российского законодательства о светском характере образования, противопоказанными российской педагогике и российской образовательной системе.

Маслова обозначает себя приверженцем основоположника “холодинамики” - В.Вульфа и других апологетов оккультно-религиозных и восточно-мистических учений, в том числе Шри Ауробиндо: “Знаменательными ступенями в поисках единых системообразующих начал Вселенной стали идеи В.И.Вернадского, А.Тейяр де Шардена, Ш.Ауробиндо. Оптимистической тенденцией в развитии наук последней трети XX века является усилившийся поиск единой основы для их конвергенции в трудах... В.В.Вульфа,... Р.Шелдрейка...” (с.44). Почему в основу образования российских детей необходимо ставить полубредовые мистические идеи индуса Шри Ауробиндо (7), совершенно непонятно. На мой взгляд, это абсолютно не нужно, вполне достаточно и тех наработок российской педагогики, которые являются общепризнанными в мире. Оккультизм Ауробиндо и Вульфа должен остаться за рамками государственной системы образования России.

Но Маслова на них не останавливается, настоятельно рекомендуя и таким известных представителей псевдопедагогических оккультно-религиозных инициатив и систем, как М.Монтессори и Рудольфа Штайнера: “Холистическое направление в педагогике представлено синтезом методов активизирующего и суггестопедического направлений... Основным принципом этого направлений, блистательно представленного М.Монтессори и Р.Штайнер, является “удовольствие сквозь ощущения” (с.129).

Н.В.Маслова постоянно прикрывает собственные оккультно-религиозные идеи и предложения именем В.И.Вернадского. Однако в правомерности этого возникают серьезные сомнения при ближайшем ознакомлении с ее идеями, выраженными в рецензируемой книге.

Так, вышедшая в 1998 году компьютерная Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия дает следующее толкование понятия “этносфера”, которое совпадает с общипринятым и общепризнанным его толкованием: “Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом (1927), В.И.Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль”.

Но у Масловой совершенно иная трактовка этого понятия, не совпадающая с тем смыслом, который вкладывал в него В.И.Вернадский, она уверена и утверждает, что “ноосфера” - это не форма организованности или часть биосферы, а вообще временной интервал - “эпоха”: “Ноосфера - это эпоха единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества и целостности мышления” (с.24). Мало того, что это в корне неверное понимание термина “ноосфера”, но это асболютно противоречит теории Вернадского, на которого так часто ссылается Маслова и именем которого она столь успешно прикрывается.

Научным произведение Масловой назвать очень тяжело. У Масловой, прежде всего, очень слабо просматриваются причинно-следственные связи между ее утверждениями и посылками или фактами, на которых она свои утверждения основывает. Абсолютно непонятно, почему это их факта увеличения информационной нагрузки на человека вытекает выдаваемое Масловой за признанный научный факт ее предположение о том, что у всех людей наблюдается дисфункция правого полушария головного мозга, следствием чего является опять-таки массовая дисгармоничная работа мозгов (с.20).

Отсутствие реальных позитивных предложений и оригинальных идей Маслова камуфлирует изобилием нелепых неологизмов, придуманных ею самой и ее коллегами по оккультно-религиозным мудрствованиям: “ритмодинамика” (с.52), “ноосфера” (не в понимании Вернадского, ставшем общепризнанном, а в своем собственном), “биоадекватность” (с.33), “ноосферное образование”, “образон” (с.159-161,170, 173) и пр.

“Ритмодинамика” - это одна из оккультно-религиозных практик, тесно связанная с медитативными техниками, опасными для здоровья, в первую очередь, детей. Серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни человека. Так, Ричард Кастильо в статье “Деперсонализация и медитация” (8) пишет, опираясь на многие другие исследования, что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: “(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне” (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим я” и “наблюдающим я”. Участвующее “я” составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “я” переживается как отдельный, невовлеченный “свидетель” участвующего “я”, с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему “я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “я” и “наблюдаешь”, как оно ведет себя. Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как “мерцающие”. Целесообразно также сослаться здесь на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с теми практиками, что описывает Лебедев в своих методических материалах, и активно использующем медитации. Приведу только одну цитату о результатах медитирования среди последователей ТМ: “Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), “состояние беспокойства” (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству”. Таким образом, есть все основания полагать опасность методик Н.Масловой для психического, психологического и духовного здоровья людей.

Вообще общее ощущение от указанной книги и прочих книг Масловой такое, что его можно было бы выразить одной фразой - “словесная каша”. Все это нагромождение искусственно высосанных из пальца псевдоприниципов образования, квазинаучных, околонаучных и псевдонаучных тезисов, оккультных перлов на самом деле скрывает убогость мысли автора в сфере образовательной деятельности и приверженность к определенным оккультно-религиозным системам. Д.Гранин, кстати, писал, что “из одних перлов состоит лишь перловая каша”.

Допускать методики и “новации” Масловой до детей и педагогов ни в коем случае нельзя. Это категорически противопоказано психическому и духовному здоровью детей и педагогов, а также всей системе образования в целом (9).

Прошу Вас дать указание всем подчиненным органам управления образованием и образовательным учреждениям воздержаться от использования оккультно-религиозных методик Наталии Масловой в какой бы то ни было форме.

С уважением,

Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий

священник Русской Православной Церкви Олег Стеняев

1. Создатели концепции ноосферного образования уравнивают с божиими заповедями десять “абсолютных моральных принципов” // Благовест-инфо, 11 апреля 2001 г.

2. Маслова Н.В. Ноосферное образование. - М.: Институт холодинамики, 1999, 308 с. Далее все цитаты приводятся с указанием страниц из названной книги.

3. Вульф В. Холодинамика. - М., 1995.

4. Балон В. Обезьяна на шее // Путь к себе. - 1993. - №2-3.

5. “Нью Эйдж” - оккультно-религиозное течение, проповедующее оккультизм, колдовство, экстрасенсорику, астрологию, ясновидение и прочие мракобесия.

7. В силу неотносимости идей Ауробиндо к теме настоящего отзыва и нецелесобразности перегружения его текста, цитаты из трудов Ауробиндо приводить нет смысла, хотя имеющиеся в распоряжении Центра таковые цитаты вызывают лишь подобного рода негативное отношение к теоретическим “достижениям” Ауробиндо.

9. К сожалению, псевдонаучные методики Масловой уже были испытаны на детях - учениках московских школ (№890 и др.).

Hosted by uCoz